До того, как мы начинаем наш Пасхальный седер, мы, заранее, проверяем не только отсутствие квасного, а среди прочего, — вино и мацу.
Есть ли достаточно вина или сока для четырёх косот (бокалов) вина в память об 4 обещаниях Всевышнего, сказанных в книге Шмот ( Исход 6): «И выведу Я вас… И избавлю вас… И спасу вас… И возьму Я вас народом себе…» . И у нас имеется три мацот (отдельных 3 листа мацы). Правда, были времена, когда в отношении 4 бокалов были сомнения. Возможно их должно было быть не четыре, а пять, так как есть обещание, что Всевышний приведёт в землю народ свой. Но поскольку есть еще те люди, кто в диаспоре, то было решено остановится на четырёх. О пятом же нам когда – нибудь сообщит пророк Элиягу. Кроме этого, в Мидраше (Берешит Рабба 88) говорится не только о четырёх обещаниях как причинах, но рабби Леви говорит и о четырёх царствах, которые поработили Израиль, но Всевышний спас нас.
В отношении же необходимых минимум трёх мацот еще больше рассуждений. Мы понимаем, что на шаббат и праздники мы готовим не один, а два хлеба (в Песах две мацы), и с учетом этапа Седера (яхац) ломать один из них и прятать часть как Афикоман. Поэтому логично, что мацот три. Не редко мы слышим и объяснения, связанные с тремя праотцами (Авраам , Исаак и Яков). Так же связывают тири мацы с Коганами, Левитами и Исраэлим в народе Израиля в период Храмов. И это весомые причины и сравнения. Однако, я предпочитаю ответ консервативного раввина Хаима Вайнера из Британии, c которым ознакомился еще будучи студентом Лео Бек Колледжа. В средневековом махзоре Витри (стр. 271) дается указание на позицию раввина и мудреца Раши, в отношении трех мацот. И оно соответствует тому, что мы делаем и сегодня. Первый лист мацы для благословения на хлеб, второй (после отделения афикомана) для благословения на мацу и, соответственно, третий, чтоб вкусить мацу вместе с горечью корех (сендвич Гиллеля). С учетом того, что это известно и применимо как минимум 10 веков, остается только удивляется разнообразию версий и толкований, даже в таких консервативных вещах как маца.
Впрочем, на этом разнообразие не останавливается, ведь утверждение в книге Дварим (Второзаконие 16) «Шесть дней ешь пресные хлеба (мацот), а в седьмой день праздник, Б-гу твоему» рассматривалось так же не тождественно. Средневековый ученый и раввин Рамбам, в книге «Сефер а мицвот» писал о том, что не обязательно употреблять мацу все дни Песаха, а только в первый и последний день. Но другой ученый и раввин — Авраам Ибн Эзра — склонялся к тому, что обязательно. Было и третье мнение. Хатам Софер считал, что даже принимая во внимание факт необязательности, всё же употребление мацы все дни праздника отражает волю Всевышнего.
Впрочем, 19 век (вторая половина) отличился еще одним разногласием по маце, а точнее кошерности ее изготовления машинным путем. Рав Хаим из Цанза не только был против, но и утверждал, что невозможно данную машину правильно очистить после окончания выпечки для создания очередной партии. А вот рав Йосеф Зонненфельд, в свое время раввин Иерусалима, считал, что быстрое приготовление мацы машиной дает гарантию по уровеню кошерности. Ну и необходимо добавить, что 20 век продолжил изучать разные позиции по тому, как и где храниться мука для особой мацы – маца шмура — и кому разрешено есть мацу, замешанную без воды, но на яйцах – маца ашира. Впрочем, и наше zoom-время вносит свои вопросы, которые также имеют и ответы, и мнения. И это действительно прекрасная часть нашей традиции в единстве и разнообразии даже таких и древних, и новых заповедей, как вкушение мацы.
Хорошего всем праздника, вкуса мацы и новых знаний!