Вероятно, что гайды, написанные во время пандемии, запомнятся робкими попытками краем глаза ухватить красоты родного края, не особенно отдаляясь от Минска. Если вы из числа любопытных, но осторожных, то вот вам еще один вариант безопасной и увлекательной вылазки, и совсем рядом с домом. Встречайте Смолевичи.
Всего лишь в сорока километрах от Минска вас ждет маленький оазис еврейской истории. Если вы путаете Смолевичи со Смиловичами, то сейчас вы получите пожизненную индульгенцию. Можно ошибаться бесконечное число раз: в обоих местечках легендой был Сутин. Вся истина в том, что это были разные люди. Но об этом чуть позже.
История
Город впервые упоминается в древних документах в 1448 году. Название его происходит от слова «смола», добычей и обработкой которой занимались местные жители в период своего развития. Бочка со смолой изображена даже на гербе города. Не миновала его судьба и других еврейских поселений: хозяева этих земель менялись с завидной периодичностью. Владельцами были Радзивиллы, Гогенлоэ, Витгенштейны, Острожские. В общем, вся голубая кровь белорусских земель. Но отнюдь не последнюю роль в развитии Смолевичей сыграло географическое положение. Городок находится на оживленном тракте. Поэтому евреи не смогли упустить возможности развивать торговлю и ремесла. Имея такой двойной профит — поддержку местной власти и естественные условия — евреи отлично справились со своей задачей. В первой половине 18 века население достигает цифры уже в тысячу человек.
Белорусский этнограф Павел Шпилевский в своей работе «Путешествия по Полесью и белорусскому краю» (1853-1855) писал о Смолевичах как о «небольшом, довольно грязном местечке, в котором встречаются красивенькие здания. Здесь были: почтовая станция, дом этапной команды, две мельницы и церковь во имя Святого Николая. В местечке торговали смолой, добываемой из сосновых лесов, которыми так богаты окрестности. Из деревьев смолевичских лесов выделывают так называемые английские брусья и каравки. Этим занимаются евреи смолевичские, которых очень много в местечке, так что из числа 826 душ жителей его большую половину составляют евреи. В память их кормчества в Смолевичах существуют четыре огромные корчмы в разных пунктах, превращенных теперь в заездные дома, и составляют как бы кварталы местечка, расположенного в прямой линии на протяжении целой версты почтовой дороги».
Описание, может, и не самое продуманное с точки зрения маркетинга, зато какое колоритное. И вправду, Смолевичи не хвастаются крупными туристическими объектами, но миловидных, узнаваемо-еврейских домиков тут предостаточно.

Евреи
Казалось, сама судьба благоволила расцвету городка. А в 1871 году, когда через городок прошла железная дорога Брест-Москва — промышленному развитию города перестало что-либо мешать. Росло и население. Перепись 1897 года свидетельствует о том, что в городке проживали 2257 человек. В качестве инфраструктуры имелись почта, частная начальная школа, телеграф, церковь, костел и синагога. В маленьком местечке работало два хлебозаготовительных магазина, три смолярни, пивоваренный, винокуренный, скипидарный завод и три лесопильных фабрики. Еврейское население, исключая некоторых богатых купцов, торговавших лесом, занималось мелкой торговлей, изготовлением качественной обуви и шитьем. Многие евреи работали в то время и на государственной службе. Ко всему этому промышленному и ремесленному безумию добавьте фабрику сапожных гвоздей, мельницы, кузницы, мастерские (швейные, по выработке саней, колес, предметов народного быта) — и пестрая мозаика оживленного местечка складывается в узор, которым невозможно налюбоваться. И, куда же без шинков. Их в Смолевичах было целых шесть. Жители городка знали толк не только в работе, но и в отдыхе.
В системе образования 19-20 столетий также трудилось немало евреев. Религиозные семьи отдавали своих мальчишек в хедеры. У частного мужского одноклассного еврейского училища было около 40 выпускников. Национальные еврейские школы открывались здесь и после революции 1917 года, что было следствием быстрого роста населения местечка.
В Смолевичах проживали две самые известные династии еврейских врачей — Мазо и Шапиро. Будучи гениальными семейными лекарями, они знали историю практически каждой семьи в городке.
Синагога в Смиловичах, кстати, сохранилась — сейчас это магазин стройматериалов. Древнему зданию, построенному в девятнадцатом веке, повезло — оно, по крайней мере, не стоит заброшенным.

Находится здание рядом с маленькой речушкой Плисса. Из центра можно прогуляться по удивительной Комсомольской улице, на которой сохранилась довоенная застройка.

Берка Сутин
Невозможно не упомянуть одну из ярчайших фигур Смолевичей 80-х годов девятнадцатого столетия. Купца второй гильдии Берку Нохимовича Сутина. Он входил в десятку самых богатых лесопромышленников: владел лесопильным заводом и корчмой. Обладая недюжинными талантами в области коммерции и предпринимательства, Берка сколотил приличное состояние. Ходили слухи, что фантастический по тем временам капитал — около 4 миллионов рублей — после революции 1917 года канул в лету в парижских банках. Видимо, доверять своим трезвомыслящий Сутин не привык. Где сейчас эти деньги — одному богу известно, так как получить их не удалось никому. Проживал Сутин в Смолевичах по улице Менской, и очень много сделал для развития городка. Меценатская деятельность была ему не чужда: с его легкой руки здесь была построена хорошо оборудованная баня. Также он финансировал работу пожарных команд. А ещё у Сутина была прочная связь с Минском. Именно там находились знаменитые «меблированные комнаты Сутина». Сейчас это здание расположено по улице Интернациональная 11, в котором расположен отель «Гарни».
Удивительно, но могила Берки Сутина сохранилась на еврейском кладбище местечка (по улице Советской, деревня Рябый Слуп). Ее, пожалуй, вы сможете определить сразу. Конечно же, у самого богатого человека Смолевичей должен быть самый впечатляющий памятник. На границе секторов (еврейское соседствует с христианским) вы увидите высокую черную колонну с витиеватыми надписями. Сутину посвящена почти поэма. Изготовитель этого надгробия явно не руководствовался принципом «краткость – сестра таланта».

Холокост
На этом же кладбище расположены еще два мемориала. Первый был установлен в 2013 году при помощи фонда семей Лазарус, Клеттер и Гейслер в память о евреях, убитых на хуторе Куровищи, за деревней Рябый Слуп. А второй памятник, установленный местными жителями на собранные средства, тихонько прячется в глубине кладбища.
Еще один памятник, поставленный на месте расстрела еврейской общины Смолевичей (2000 человек), установлен на выезде из города в 2006 году. Вновь не без помощи фонда семей Лазарус, Клеттер и Гейслер. История общины местечка похожа на другие истории беларуских городков, как капля воды. На «еврейской» горе Апуток, что в трех километрах от центра, в сентябре 1943 года были выкопана яма, ставшая общей могилой для евреев Смолевичей.

В пыльных архивных книгах можно найти много еврейских адресов Смолевичей. В частности, по улице Трудовой (бывшие 1-й и 2-й Церковные переулки) проживало около 19 еврейских семей. Там же, где они жили, размещался и их скромный бизнес. У кого булочная, манившая сладким ароматом свежеиспеченного хлеба и кренделей, у кого портняжная мастерская, а у кого и сапожная. Дюжина кузниц, швейных мастерских — жизнь в еврейском местечке кипела и ни на минуту не останавливалась. Прогулка по улочке — то, что нужно в солнечный день. Наверняка вы остановитесь у каждого домика: настолько душевными они выглядят сегодня. И даже заброшенные, оплетенные вьюном и виноградной лозой, они скажут вам — «привет».
Больше интересных статей о еврейских местах Беларуси — в нашей рубрике «Маршрут Выходного Дня»
