Задумывались ли вы, сколько в Беларуси еврейских местечек, о которых практически ничего не известно, и они редко попадают в туристические маршруты под предлогом «нечего смотреть»? Пожалуй, Лунно – из этой оперы. Мы хотим восстановить справедливость и убедить вас, что именно такие маленькие, уютные городки – то, что нужно для насыщенных, но не изматывающих поездок в период пандемии. Минимум контактов вам обеспечен. Местечки эти были крайне не многолюдны и до катаклизмов.
В Лунно лучше всего заскочить, если вы находитесь в Гродно. Смело включайте в маршрут Скидель, Волпу, Россь, Мстибово, Порозово, Волковыск, Изабелин, Свислочь и Индуру – от этого Золотого Кольца впечатлений вам хватит на год.
Название местечка, как говорят источники, происходит от балтского слова «лунас» — болото. Но не отчаивайтесь, на репутации местечка это никак не сказалось. Нам больше нравится вторая версия – городок назван так в честь птицы-охотника – луни.
Основано Лунно в 1531 году, когда королева Бона Сфорца распорядилась открыть тут корчму и торг. Поселение очень логично разделилось на две части — королевское местечко и частновладельческие земли, которые принадлежали Сапегам. На частных землях сформировалось поселение Воля, получившее свое название в 1785 году, и означавшее свободу от налогов и повинностей. Сюда и переселились евреи Лунно после серии больших пожаров, которыми было печально известно местечко. Именно так писал в своих воспоминаниях Ицхак Элиашберг, уроженец штетла: «Лунно славилось своими сапожных дел мастерами, портными, крепкими хозяевами, ярмарками, гуляньями, а также своими пожарами». Местечко горело, а название Лунно-Воля осталось и по сей день.
Сформировалась еврейская община здесь очень давно, вероятнее всего во второй половине 16 века. Представьте себе, первое письменное упоминание о евреях в 1606 году звучит так: «еврей из Лунно вез на продажу 40 выделанных телячьих кож». То есть, уже в это время евреи вполне себе обжились и завязали тесные коммерческие контакты со всеми окружающими местечками. Невероятного расцвета местечко достигает к 19 -20 веку – становится центром волости с неуклонно растущим населением.
Пожалуй, можно даже составить топ-пять причин, почему евреи желали обосноваться в этом сказочном уютном городке из желтого кирпича. Во-первых, тут жили все свои (из 1211 жителей 965 человек — евреи). Во-вторых, торговля и ремесла процветали. В Лунно работали винокурный и кирпичный заводы, которые арендовал Израиль Раймес, обеспечивая рабочими местами жителей местечка. Питейному промыслу был дан зеленый свет. Количество винокурен только в Лунно достигало шести. В-третьих, Лунно был не просто захудалым городком где-то на задворках истории, а очень даже продвинутым центром со своими коммуникациями. В 1883 году здесь открылась телеграфная станция в доме Сары Райнес. В-четвертых, жители штетла могли вдоволь потешить свое тщеславие, ведь в 1901 году Иосель Рубинович получает разрешение на открытие фотографического салона. Но, пожалуй, самой необычной причиной, почему стоило поселиться в Лунно, был тот факт, что с 80-х годов 19 столетия здесь стал ходить пассажирский пароход Гродно Мосты. И не абы-какой, а принадлежавший компании О’Бриен де Ласси.
Ярмарки. Трепещите, шопоголики, вас ждали бы базары 1 и 20 дня каждого месяца, а в апреле и декабре – настоящие, атмосферные, меняющие жизнь местечка до неузнаваемости. Место, где разбивались сердца и решались судьбы, а не просто кочевал из кармана в карман денежный поток. Проходили ярмарки на главной площади, возле униатской церкви. Проходили очень бурно и своеобразно. Местечко оживало и звенело всеми так милыми слуху местечковыми звуками: грохотом колес по брукованке, мычанием коров и визгом свиней, тихим шелестом горячего от солнца золотого зерна, людской перебранкой и обязательно музыкой. Обычно под конец сего действа приходили музыканты: гармонисты и скрипачи, и до глубокой ночи мелодии не стихали. А молодежь приходила домой только под утро. Жизнь кипела.

В Лунно в 1845 году родился Аарон Либерман — известный публицист и издатель. Он изучал Тору в Вильно, был меламедом в Сувалках, вольным слушателем Петербургского технологического института, да и вообще, очень разносторонней личностью. Публиковал статьи о положении еврейских рабочих. В Вильно активно занимался пропагандой социалистических идей. А в Лондоне создал «Союз евреев-социалистов», и там же издавал свой журнал. В 1878 году подвергся аресту в Берлине, а в 1880 году окончательно сменил страну проживания – эмигрировал в США.
А еще здесь действовали синагога и три молитвенных дома, около 20 лавок и 3 заездных двора, баня, 2 харчевни и 2 мельницы, аптека и фельдшерский пункт. Лунно – местечко с характером. Одна площадь здесь чего только стоит. Если вы когда-нибудь были в Париже, то чувство, что вы находитесь на площади Звезды, вас не покинет. От церкви Святого Иоанна на площади Героев во все стороны бегут улочки. И у каждой свой колорит. Потрясающе, но, Лунно – это живой открытый музей – и ни одно местечко Беларуси не может похвастаться, пережив ужасы Холокоста и Советов, столь явной еврейской стилистикой. Приглядитесь внимательней к крышам домов по улице Кирова (бывшей Загоранской). У любителей истории должно сладко екнуть сердце – звезды Давида красуются у них прямо на боковых фасадах.

Да и сами домики выделяются стилистикой и архитектурой. Характер местечку придают именно они. Добротно сложенные из темно-желтого кирпича, заботливо датированные, украшенные по периметру лаконичной мозаикой. Их в Лунно – около полусотни. Здесь можно бродить целый день, и каждый раз неизменно замирать от восхищения, забредая в маленькие переулки с этими сокровищами. Говорят, даже сохранился дом со следами от мезузы.
Помимо домов, где доподлинно проживали еврейские семьи (например, на улице Кирова дома, выходящие лицом на площадь, принадлежали семьям Косовских и Элиашберг; а на Комсомольской стоит бывшая еврейская кофейня), вы сможете, немного заблудившись, найти и микву. Сейчас это здание, как и в эпоху своей постройки, выполняет практически идентичные функции. Это баня.

Евреи молились в местечке в трех синагогах. Была здесь и великолепная деревянная красавица, сгоревшая в пожаре, и малая синагога «Миснагдим», которая в наше время перестроена до неузнаваемости сначала в пекарню, потом в склад. Сейчас это Дом Культуры. Большая синагога 18 века не сохранилась.

С марта 1921 года местечко вошло в состав Польши. В этот период большую часть населения, впрочем, почти как всегда, составляют евреи. В межвоенный период в Лунно действовал филиал Еврейского народного банка, Фонд «Гмилут Хэсед», кредитовавший бедных евреев местечка. Экономическую жизнь поддерживала торговля лесом и зерном, строительными материалами. Теми товарами первой необходимости, которые будут в цене всегда. Практически все торговцы и ремесленники были евреи. Были открыты две школы, театр, и даже оркестр при пожарной команде. Два благотворительных общества опекали неимущих и больных. Местечко было настолько развитым, что в самом Лунно было целых два кладбища, да еще и третье находилось неподалеку (в Воле).
В настоящее время в Лунно относительно комфортно (не поломав ноги и не нахватав клещей) можно посетить только одно кладбище – по улице Шеремета. Оно огорожено, и в 2005 году приведено в порядок группой американских студентов под руководством рабби Эдварда Боритца. Второе кладбище вы не найдете на карте. Оно совсем никак не обозначено. Сегодня на его месте – мемориальный парк по улице Шеремета, а узнать в сквере бывший бейсхаим можно по одинокой мацеве, которая чудом сохранилась под одним из деревьев.

Третье кладбище — для самых настойчивых и смелых – находится в Залесском лесу, слева от дороги на Гродно и Волковыск. Ориентиром вам послужит пасека, а плотная защитная одежда будет совсем не лишней.
Памятника евреям, погибшим во Второй мировой в самом Лунно нет. Есть небольшой мемориальный камень, установленный на улице Кирова усилиями неравнодушных жителей местечка.

Неоценимый вклад в сохранение памяти о местечке внес Ицхак Элиашберг, родившийся в Лунно в 1910 году, закончивший местную школу «Тора Вадаат» после Первой Мировой войны, и оставивший свои дневники на идиш с описанием местечка. Руфь Маркус, его дочь, в 2006 году совершила сюда, пожалуй, одно из своих самых важных путешествий. Здесь до сих пор на центральной площади стоит их дом.
Вот как описывает свои воспоминания Ицхак Элиашберг: «Было когда-то местечко под названием Лунно. Располагалось оно на южном берегу Немана в окружении густого зеленого леса. Поселок, в котором жило 300 еврейских семей, не прославился ни гениями, ни знаменитыми раввинами или их выдающимися учениками, ни чем-то примечательным в истории. Единственное, о чем упоминалось в местных исторических документах, это то, что через него проходили войска Наполеона во время своего похода на Россию. Да Троцкий во время войны большевиков с поляками останавливался в штабе, располагавшемся в одном из городских домов».
А вы согласны?
Больше интересных статей о еврейских местах Беларуси — в нашей рубрике «Маршрут Выходного Дня»
