Сегодня мы с вами отправимся в Радошковичи – в настоящее время небольшой поселок городского типа, в прошлом же – город-обладатель магдебургского права. Несмотря на то, что Радошковичи находятся недалеко от Минска и кажутся крошечными, застрять там можно на целый день, так как посмотреть действительно есть на что.
Городок этот — с типичной застройкой штетла: центральная площадь, от которой по диагонали с севера на юг тянется главная улица местечка. Некогда утопавшая в зелени, она являлась частью дороги от Вильно до Минска. И по сей день улица Виленская сохранила следы прошлых времен, и обязательна для прогулки. Рыночная площадь (ныне – площадь Гастелло) тоже немного сменила свое амплуа. До пожара 1851 года она была застроена добротными и внушительными зданиями и магазинами. К сожалению, после значительных разрушений пришлось понизить планку, и городские власти заменили их более примитивными постройками.
Слово в беларуской истории у Радошковичей – довольно значимое. Будучи основанными как торгово-ремесленное поселение на границе водораздела Черного и Балтийского морей, Радошковичи стали свидетелями важных исторических событий. Сменив несколько владельцев, среди которых были легендарные Огинские, Радзивиллы и даже Бона Сфорца, Радошковичи повидали и армию шведского короля Карла ХII. Именно здесь, представьте себе, располагалась его главная штаб-квартира, и проходили военные учения. Побывав в составе Российской империи, и еще около 20 лет в составе Польши, местечко исполняло роль приграничного города, и по праву считалось центром беларуского национального Возрождения, взрастив целую плеяду талантливых и любящих свою землю героев.
Евреи селятся здесь с середины 16 века. Точной даты мы не знаем, но уже в 1765 году в отчетных документах насчитывается около 455 налогоплательщиков. Первое письменное свидетельство о еврейской жизни в Радошковичах оставил нам раввин – глава иешивы – Шломо Давид. Его наброски по краям текста, который он изучал, касаются государственных и частных дел в местечке. Они стали одними из самых ценных источников информации для поколений. Наибольший процент евреев (58%), согласно переписи, проживал в Радошковичах в 1897 году.
К 1857 году евреи Радошковичей успели построить себе целых 4 синагоги. Часть общины поддерживала движение Хабад, часть – были приверженцами хасидов из Койданово. Споры, конечно, случались, куда без них, но до серьезных конфликтов никогда не доходило. Это касалось и отношений евреев с местными. Вот как описывает свою жизнь в Радошковичах Эстер Бессин: «Наши люди были очень приятными. Мы изучали иврит, он был частью нашей жизни. Не забывали и об общем образовании. Частные преподаватели иврита и государственные общеобразовательные школы, где обучали русскому языку, мирно сосуществовали. Встречи с владельцами местечка – неевреями – были короткими и душевными. Обсуждались насущные вопросы – мясо, цены на продукты, распределение прибыли, ремонт миквы… Вечерами ходили друг к другу в гости: поболтать, сыграть в картишки. Молодежь носилась по полям и лугам, а летом купались до гусиной кожи. Атмосфера удовлетворения жизнью и спокойствия витала в местечке. Когда я приезжала обратно с учебы, видела издалека верхушки католического костела, внезапно чувство умиротворения и счастья охватывало меня: я возвращалась домой».
Оставляйте машину на парковке площади Гастелло, прогуляйтесь по тенистому скверу, чтобы прочувствовать атмосферу улочек. Здесь еще остались здания, которые могут претендовать на довоенный период постройки. Многочисленные магазинчики, жилые дома, стоящие особняком, но радующие глаз своей расцветкой, странно контрастируют с советской громадиной пятидесятых годов на вершине площади. Все это следы некогда славного еврейского прошлого городка. Мелкая торговля процветала: местечко и соседние села нуждались в услугах и товарах, которые предоставляли евреи. 1914 год – единственный склад аптечных товаров принадлежал евреям. В Радошковичах в тот период – 42 лавки: бакалейные, мануфактурные, пивные, обувные. По сравнению с современными Радошковичами городок тогда был просто Акрополисом на стероидах. На площади сохранилось одно из зданий синагог по адресу площадь Гастелло 1.
А если вы не поленитесь пробраться сквозь колючие заросли во дворах, то сможете найти и памятник Великой Отечественной войны. Его установили в 1947 году на одном из мест массовых уничтожений евреев. Находится оно во дворах по улице Гастелло, напротив Радошковичской школы-интерната. Здесь захоронены 340 евреев. К слову, второй мемориал в память убитых евреев Радошковичей находится недалеко от еврейского кладбища: на пересечении улиц 8 Марта и Полоцкого переулка.

По улице Виленской также сохранилась историческая застройка. Сохранилась даже старая еврейская кузница. Пожалуй, единственное примечательное здесь здание из кирпича. Если вы заглянете в полуразрушенное окошко, то сможете увидеть остатки некогда мощной печи, в которой еврейские мастера ковали подковы и увесистые замки с гигантскими ключами.

Еврейские бизнесмены были заняты в продаже леса и зерна в Германию и Венгрию. Разбивая стереотипы, нельзя не отметить, что евреи Радошковичей 20-30-ых годах были очень даже вовлечены в садоводство и огородничество. Они активно сражались за урожай и жизнь, отчаянно конкурируя с поляками, которые пользовались государственной поддержкой.
Радошковичи также поучаствовали в общем вкладе во всемирное наследие. Местечко гордится такими земляками, как Мордехай Цви Мане (1859-1886) – художником, прозаиком, поэтом-лириком, писавшим на иврите; Нафтали Маскилейсоном (1829-1897) – еврейским поэтом, автором статей по исследованию Аггады.; Рубиным (Рабиновичем) Исер-Мойше (1871-1957) – журналистом и переводчиком; Арье-Леон Шейнхаусом (1867 -?) – писателем и бизнесменом.
Мордехай Цви Мане получил традиционное еврейское религиозное образование и, благодаря своему таланту и способностям к рисованию, отучился в Вильнюсе в художественной школе. А после поступил в Петербурге в Академию художеств. К сожалению, прожил он яркую, но недолгую жизнь. Его сочинения были изданы в двух томах, а улицы в Тель-Авиве, Хайфе и Рамат-Гане названы его именем.
В 1941 году, недалеко от Радошковичей, совершил свой последний полет и героическую атаку на скопление вражеских танков и техники старший лейтенант Исаак Зиновьевич Пресайзен. Памятник легендарному тарану установлен недалеко от деревни Рогово: у шоссе в 45 километрах от Минска.

Завершая свой визит, загляните еще в одно место силы местечка. Удивительно, но это — старинное еврейское кладбище Радошкович – невероятной красоты холм с видом на городок. Оно разделено на две части: старое кладбище заботливо окутано травой и частично спрятано в тенистом кустарнике, а новая его часть стоит на пригорке. Свежесть краски на мацевах говорит о том, что евреи жили, живут, умирают, но все-таки будут жить в Радошковичах.
Больше интересных статей о еврейских местах Беларуси — в нашей рубрике «Маршрут Выходного Дня»
