В какое дивное время мы живем! Настоящая весна потихоньку вступает в свои права, заливая мир солнечным светом и долгожданным теплом, а мир плавно перемещается онлайн, игнорируя все ее призывы. Не останемся и мы в стороне, следуя здравому смыслу и заботе о близких, и, #притворяясьчтопутешествуем, отправимся в Воложин, пусть пока и виртуально.
Крохотное местечко, прогремевшее на весь мир – это о нем. Расположено в ста километрах от Минска, а по пути мы не забываем о посещении и других местечек – о Ракове (самый романтичный город на бывшем пограничье с невероятными пейзажами, вид на которые открывается прямо с трассы), Ивенце (с его уникальной деревянной синагогой и еврейским кладбищем прямо посреди двух жилых домов), и, если хватит сил – Вишнево (родина Шимона Переса, где сохранился дом, в котором он жил). Берите с собой термос с кофе или чаем и сэндвичи, чтобы делать меньше остановок по пути – и вперед!
Воложин – городок, повидавший многое. Впервые упоминается в 14 веке, и как частновладельческое имение он принадлежал многим именитым семьям. Сменяемость власти придавала местечку неповторимые черты, дополнительные привилегии, и, как результат – новые возможности для развития и укрепления существующих коммерческих отношений, способствуя его процветанию. Для евреев же, поселившихся здесь официально в середине 16 века, наиболее благоприятным был период, когда Воложином владел граф Иосиф Тышкевич. Шутка ли, в 1809 году он издал указ, регулирующий размер налогов, уплачиваемых евреями, понизив их до очень разумного уровня. Также этот указ довольно-таки выгодно обозначал права евреев на постройку домов, лавок, винокурен, и иной недвижимости. От уплаты налогов (традиционно!) освобождались: синагоги, кладбища, больницы, общественные бани и училища. Условия проживания и ведения мелкого бизнеса были настолько сладкими, что по статистике, мещане Воложина были одни евреи. В Воложинском мещанском обществе не было ни одного мещанина-христианина! К 1890 году еврейское население составило около 2000 человек, или 70% от всего населения местечка.
В принципе, картина – более или менее похожая на 99% всех еврейских местечек Беларуси. Налоговые льготы, хорошие (иногда натянутые, но стабильно меняющиеся) отношения с правящей верхушкой, еженедельные торги по воскресеньям и масштабные ярмарки с оборотами до 12 000 рублей – все то, что составляет сердце и душу еврейской жизни беларусского штетла. Основные статьи дохода воложинских евреев — волы (не отсюда ли название городка?), лен, кожа и кони. Дабы проникнуться атмосферой, прогуляйтесь по бывшей Рыночной площади, которая еще в 15 веке с тремя улочками составляла все местечко. В 18 веке ситуация изменилась – городок растет, и уже 5 улиц украшают карту Воложина. Названия улиц – красноречивые зеркала души местечка – Виленская, Сморгонская, Минская (дороги, ведущие по направлению к соседним крупнейшим городам), Кривая, Тыльная – сколько в них щемящего душу лингвистического восторга!

Сегодня площадь также является центром торговой жизни – в этом плане в Воложине ничего не поменялось. Крошечные магазинчики, где доступна всякая мелочь, раньше служили домами для зажиточных еврейских семей, что могли позволить себе жилье прямо у Рынка. Здесь и сейчас выделяется своим характером городской особняк, являющийся частью городской исторической застройки. Прогуляйтесь вдоль улицы Советской, которая в довоенные годы была сплошь заселена еврейскими семьями. По адресу Советская 13 вы сможете воочию взглянуть на еврейский домик. Говорят, даже след от мезузы на двери остался, рискнете проверить?

Между прочим, именно в Воложине родились и работали одни из талантливейших бизнесменов страны. Среди предпринимателей Воложина выделялись своими успехами многие – например, Ванд Поляк – поставщик электроэнергии для города, владелец электростанции, очень важная персона. Ему же принадлежали лесопильня и мельница. Не отставали от него и Раппопорт и Перольман, также владельцы лесопилен и мельниц. Был в Воложине и фотограф – Кивелевич, что мастерски играл со светотенью, отчего отбоя от клиентов у него не было никогда. Господа Морецкий и Фрид кормили жителей Воложина сладостями, от которых язык можно было проглотить – пальчики оближешь, а не лакомства! А мистер Беркович, владелец магазина оптики, любому готов был подобрать элегантную оправу, что делала лицо покупателя очень благородным. А вот у интеллигента Мойше Перельмана, раввина, женившегося на Малке Ицхакин, из рода Хаима Воложинера, бизнеса не было, зато у него единственного в городе был балкон с видом на Рынок.
Воложин – это не простой забытый Богом городок, в котором «ничего еврейского не осталось». Воложин подарил миру Израиля Рогозина, известного американского деятеля благотворительности и предпринимателя (текстильная индустрия). В Бруклине он основал ткацкую фабрику, а в 1903 – и иешиву, по образцу Воложинской. Известен тем, что пожертвовал большое количество средств на образование и медицину.
Тут же родился и Макс Калиш, американский скульптор, член Национальной Академии Дизайна и Национального Общества Скульпторов. Неудивительно, что столько талантов появилось на свет именно здесь, ведь культурная жизнь в Воложине всегда била ключом – тут был и драмкружок на идише, и известные хедлайнеры – хацоним, и поэты приезжали в Воложинский Бейт-Мидраш с выступлениями, пользуясь большой популярностью у местной молодежи.

Но, пожалуй, главное, чем прославился Воложин – это иешива. От центра городка – совсем недалеко, ориентиром вам послужит большой ларек с фруктами на главной площади и городская библиотека. Сворачивайте в тихий заулок, и вот она перед вами, красавица! Иешива была основана в 1803 году (здание построено в 1806) Хаим Воложинером, ближайшим учеником Виленского Гаона, и названа в его честь «Эц Хаим». Так повелось, что все ее последующие руководители были родственниками Воложинера. Целая плеяда крупнейших раввинистических авторитетов (легендарный Иосеф Беер Соловейчик, Нафтали Цви Иегуда Берлин, Хаим ха-Леви Соловейчик) сыграла огромную роль в становлении и развитии еврейской религиозной мысли того времени.
Дважды иешива официально закрывалась властями (1824, 1858), но, фактически, оставалась рабочей вплоть до 1939 года. Пользовалась неимоверной популярностью, количество учеников (не просто так, студентов с улицы, а отлично разбирающихся в тонкостях талмудического учения ребят) достигало 400 человек. Приезжали и из Англии, из Северной Америки, Австрии… Жадные до знаний, соблюдающие непоколебимый жизненный принцип – получить образование, еврейские студенты внесли большой вклад в создание и развитие последующих школ литовского типа по всему миру.
В иешиве учились поэты Миха Иосеф Бердичевский и Хаим Нахман Бялик, красочно описавший атмосферу учебных классов в поэме «Подвижник». Не поленитесь, прочтите!
В честь иешивы Нацбанк выпустил юбилейную монету с ее изображением, а Шимон Перес, посетивший Воложин в 1998 году (тогда в здании иешивы было кафе), ходатайствовал о восстановлении к ее двухсотлетнему юбилею.
Если вы уже прониклись величественным белоснежным сооружением, и вообразили, как сквозь окна здания видны шляпы студентов и доносится их монотонный гул, то спешим вас обрадовать, в Воложинской иешиве и до сих пор проходят уроки Торы. Пару раз в год в Беларусь приезжают студенты из Израиля, и здание оживает на глазах.
От иешивы прогуляйтесь вниз по улочке к старому еврейскому кладбищу, которое было основано еще в 1656 году! Здесь сохранилась могила легендарного основателя Воложинской иешивы – Хаим Воложинера, а также еще нескольких раввинов. На небольшом пригорке вы увидите бетонные постройки – смело открывайте ворота этого памятного места, оно не заперто, а в 1990-х годах силами еврейских организаций приведено в относительный порядок.

Стоит ли останавливаться на ночь в Воложине – решать вам. Мы не нашли подходящих мест для отдыха, но, вероятно, гостиница под романтичным и весьма актуальным названием «Корона» вполне сойдет за место, где можно принять обжигающий душ и поспать (ул. Белорусская). Между прочим, напротив гостиницы находится баня, поэтому если вы слегка волнуетесь за свое здоровье – не стоит паниковать. Здесь точно можно почувствовать себя в безопасности.
По улице Советской 95 есть современный гипермаркет Евроопт Super, в котором есть все необходимое – а в местные кафе сходите разве за тем, чтобы окунуться в предсоветскую атмосферу, когда все еще только начиналось.
Берегите себя!
Больше интересных статей о еврейских местах Беларуси — в нашей рубрике «МВД-Маршрут Выходного Дня»
