Не эмигранты, а репатрианты
«Как там в Израиле?» — вопрос, который уже почти 4 года ставит меня в тупик.
Хочется коротко ответить «беседер», но для русскоязычного слуха это слово вряд ли сможет передать всё, что вмещает в себе. Беседер — у нас 8 месяцев в году жарко как в аду, а еще 4 месяца — дождевые потопы, смывающие всё и всех. Беседер — тут стабильная экономика и, казалось бы, хорошие зарплаты, но когда я смотрю на свои налоговые отчисления, то хочется всплакнуть. Беседер — я живу на берегу Средиземного моря, но ради этого нужно было поседеть в поисках квартиры, и начать безумную гонку в попытках всё оплатить. Беседер — тут всё шумно, ярко, нагло, но еще очень душевно, поддерживающе и по-семейному. Все беседер — эта страна постоянно испытывает меня на прочность, но я могу с уверенностью сказать, что тут максимально просто жить счастливо и наслаждаться моментом.
Когда я переехала сюда, кто-то сказал мне важную фразу, которую я храню в сердце до сих пор: «Израиль — большое зеркало». Если у тебя получится почувствовать и принять Израиль таким, какой он есть, репатриация пройдет почти безболезненно. Это не значит, что будет легко. Просто трудности будут восприниматься как процесс естественного вростания в страну, без внутреннего отторжения. Поэтому я и говорю, что быть эмигрантом (то есть человеком приехавшим сюда в поисках лучшей жизни) тут не очень просто. Всё-таки Израиль далеко не первая страна в рейтинге комфортной жизни. А вот для репатрианта — человека осознанно сделавшего алию (потому что чувствует связь с еврейским народом и Землей Обетованной) — тут самое место. Эта страна может окутать тебя таким теплом и заботой, которых ты и видеть не видел, находясь в Стране Исхода.

Меня зовут Оля Бродская, мне 23 года, 4 из которых я живу в Израиле. Я переехала сюда сама в феврале 2016 года по программе Маса. Уже упела пожить в 6 разных городах, неплохо выучила иврит, отслужила полную срочную службу в армии. Всё это время меня окружают репатрианты из разных стран. Очень много репатриантов. У всех свой опыт, впечатления, проблемы и переживания. Но нас всех объединяет одно — нам есть на что жаловаться в Израиле. Вопрос: как мы это делаем, принимая или отторгая его.
Итак, если бы я и составляла какой-то чек-лист для потенциальных репатриантов, первым пунктом определенно был бы осознанный подход к алие. Что же это значит? Не нужно быть супер-сионистом, чтобы переехать в Израиль. Многие годы евреи переезжали сюда из-за притеснений, антисемитизма, плохой экономической ситуации. Но важно понимать, что это именно алия (ивр. «восхождение») в Израиль, а не просто переезд. Это страна «текущая молоком и мёдом», но не стройте завышенных ожиданий.
Недавно моя мама решилась на переезд. Несмотря на всю мою радость по этому поводу, первый вопрос который я ей задала был: «Ты уверена, что это то, чего ты на самом деле хочешь?». Мне очень важно, чтоб она переезжала не из-за меня, не из-за чего, что не складывается в диаспоре, но именно из-за того, что она хочет жить в Израиле. Быть израильтянкой.
Мне повезло, своё детство я провела в еврейской общине, поэтому была знакома с большинством местных традиций и морально была готова к закрытым магазинам в шабат. Тем не менее то, что я репатриировалась через программу Маса, ещё больше посодействовало адаптации, пониманию местных традиций, помогло мне привыкнуть к Израилю и привыкнуть к себе в Израиле.
Итак, вторым советом определенно будет следующее: переезжать по какой-то программе. Будь это Маса, Наале, Села, Первый дом на родине. Не так важно, что выберете вы, просто здорово, если к моменту получения гражданства у вас будет более реальное представление о стране, мадрих, который может что-то подсказать, а также новые знакомые/друзья, которые проходят тот же путь, что и вы. Часто на этих программах есть много экскурсий по стране, различные образовательные лекции. Всё это поможет вам спланировать свою жизнь после получения гражданства, выбрать город для проживания, пообщаться с людьми, которые уже прошли путь репатриации и могут дать дельные советы.

Кстати, по поводу советов: когда я только приехала, меня очень раздражали люди, которые постоянно говорили о срочной необходимости учить иврит. «Какой смысл, — думала я, — ведь я легко могу общаться тут на английском (большинство израильтян понимают его), и тем более на русском! (куда ни пойдешь — везде звучит русская речь)». Язык давался мне не легко, даже несмотря на то, что я специально ехала на языковую Масу и закончила два ульпана. Всё-таки русскоязычное окружение и разговорный английский в некотором роде избавляют от необходимости и, главное, мотивации учить и знать иврит.
До поры до времени. Пока не начнётся поиск квартиры, подписание контракта, устройство на работу, любая бюрократическая волокита (которой тут хоть отбавляй) в банке/в больнице/в муниципалитете и т.д.
К слову, пока нет языка, довольно сложно чувствовать себя в Израиле легко и свободно. Постоянно есть ощущение того, что ты в гостях. У друзей, у которых всё вроде как очень гостеприимно и приятно, но ты не очень понимаешь, что происходит и что делать.
По-настоящему удалось мне разговориться лишь во время армейской службы, где, к счастью для меня и всех новых репатриантов призывного возраста, можно закончить еще несколько курсов иврита. О своей службе расскажу уже как-нибудь другой раз.
По сути, тут даже не сколько армия посодействовала изучению языка, а полное погружение в ивритоязычную среду. Этого можно добиться не только жертвуя двумя годами своей жизни ради службы, но и просто выбором места проживания/работы/увлечений/
В общем, советом номер три определенно будет учить иврит. Как бы занудно, утомляюще и сложно это не было. Если вы хотите жить в Израиле, понимать, что тут происходит, чувствовать себя израильтянином, а не приезжим, иметь возможность настоять на своём — язык очень необходим. Тут можно выжить без знания иврита, справляясь только русским или английским, но стоит ли это того? Вы закроете себя на «русской» улице и это даст довольно мало перспектив (и в плане работы, и в общем). Поэтому, пожалуйста, не скупитесь на время и усилия, затраченные на изучения языка. И вы почувствуете, что жить тут станет чуть проще и приятнее.
Как я уже упоминала, за свои уже почти 4 года в Израиле я по стечению обстоятельств жила в 6 разных городах. И должна отметить, что выбор города проживания тут играет довольно важную роль. Ведь все они очень отличаются друг от друга по своему характеру, виду, стоимости аренды и перспективам. Когда спрашивают «Откуда ты?», то по твоему ответу часто уже могут сказать, какой ты, нарисовать твой портрет (пусть зачастую и стереотипный).
Я успела пожить во время Масы и в центре Тель-Авива, и в спальном районе Иерусалима (ещё один плюс подобных программ!). После репатриации — в Рамат Гане и Герцлии, в Хайфе и в Нешере. Каждый из этих городов имеет свою атмосферу. И порой даже влияние на образ жизни. Я ни в коем случае не собираюсь сравнивать эти города, говорить что хорошо, что плохо. Просто от всей души желаю вам найти своё идеальное место жизни. Хорошо сформулируйте, что именно вы хотите от места своего проживания, сколько вы готовы тратить на квартиру, где думаете работать. И тогда уже смотрите, что максимально подходит под ваш запрос. Для сравнения: маленькая трёхкомнатная квартира в Рамат Гане (центр Израиля) обойдется примерно как четырёх-, а то и пятикомнатная просторная квартира с ремонтом на севере. Но в этих местах будет очень отличаться ритм жизни и возможности для работы, поэтому очень важно хорошо всё обдумать и даже посоветоваться с кем-то там обитающим.
Последним (но не по значимости!) будет пункт ментальности. Ведь как бы вы не подготовились к алие, подучили иврит, нашли хорошую квартиру и работу — всё равно будет момент столкновения культур, к которому вас никто не готовил.
Когда ты путешествуешь с Таглитом, всё кажется прекрасным и розовым, но получение гражданства открывает и другие краски этой страны. Вдруг после репатриации тебя просят отправить факс в банке (в 2020 году, на минуточку). А ещё замечаешь, что тут все вокруг постоянно кричат (такой вот восточный стиль общения), ужасно водят машину (еще и сигналя постоянно по поводу и без) и безумно наглые (и тебе надо бы этому качеству тоже подучиться, чтобы добиваться желаемого).
Затем твой босс с работы приглашает тебя на семейный шабатний ужин к себе домой как ни в чем ни бывало. Его мама и троюродные кузины начинают расспрашивать тебя обо всём на свете, а затем предлагать любою помощь, узнав, что ты только сделал алию. И ты опять преисполнен любви к этой стране и людям. На улице тебе всегда подскажут дорогу, в автобусах есть пандусы для колясок и инвалидов, в магазинах есть продукты для самых разных аллергиков и диет. В итоге складывается ощущение, что это постоянные американские горки — отношение к Израилю может меняться в зависимости от погоды, расписания автобусов и секретаря в каком-то офисе. Но я вам открою большой секрет: это и значит быть израильтянином — найти сотни причин пожаловаться, но еще более миллиона причин любить эту страну, защищать её и оставаться тут.
Помните, разные люди и культуры влияли на то, каким сегодня выглядит Израиль. Большинство жителей этого государства сами были когда-то новыми репатриантами (либо их семьи), а значит вы к ним ближе, чем вам кажется. И со временем вы тоже начнёте оказывать своё влияние на эту самую страну, давать советы вновь прибывшим и мёрзнуть при температуре 15 градусов по Цельсию. И поверьте, нескольких лет не пройдет, как вы, садясь за руль своей машины, начнёте так же сигналить по поводу и без на дороге.