Если в Минске совершенно нечего делать, если душа жаждет бескрайних просторов и новых пейзажей, а все кафе исхожены, коктейли в них испробованы, то рекомендуем в такие моменты не сидеть на месте. Отправляйтесь в мини-путешествие. Например, в Зембин. Даже если вы тысячу раз проезжали этот городок, мы готовы поспорить, что самое интересное вы как раз таки пропустили.

Как насчет путешествия по еврейским местам Беларуси? Отвлекитесь от заезженной туристической тематики, копните глубже еврейские корни, даже если их у вас нет. Проезжая маленькие местечки, вы можете и не подозревать, какие сокровища в них хранятся!
Просыпайтесь пораньше, чтобы застать световой день – и в путь! Одним из вариантов недолгих, но насыщенных поездок может стать маршрут Минск — Зембин – Минск (рекомендуем совместить с посещением Борисова, о котором расскажем в следующий раз). Расстояние всего маршрута — около 150 километров, или около 2 часов в дороге, что вполне позволит вам насладиться всеми достопримечательностями. Причем, доказано – как только выезжаешь за пределы МКАДа, тут же выглядывает солнце!
До Зембина едем трассами М3 и Р3 – через Логойск, где, в случае необходимости, можно заправиться чашечкой кофе в кафе-бистро «Беларускі куток», или в кафе при универсаме «Замкавы». Не претендующие на звание кофеен никакой волны, эти места просто приятно запомнятся вам гостеприимством местных продавцов.
Невероятно, но еврейский Зембин встречает нас уже на самом подъезде к местечку. Улица Исаака Давыдовича Харика (Изи Харика) – длиной всего 150-200 метров, а концентрация еврейских достопримечательностей на ней явно немаленькая.

Во-первых, названа она в честь классика еврейской советской литературы, родившегося в очень бедной еврейской семье, и свои первые стихи публиковавшего под псевдонимом А.Зембин. У Изи была очень насыщенная жизнь – он вступил в партию большевиков, был добровольцем в Красной Армии, стал редактором журнала “Дер Штерн” (“Звезда”) и соредактором альманаха “Советиш Вайсрусланд” (“Советская Белоруссия”). Своим резюме он, наверное, мог бы по праву гордиться, но, к сожалению, вера в высокие идеалы коммунизма и социализма и завидный послужной список не смогли спасти его от молоха репрессий 1937 года. Дом, где провел свое детство и юность поэт, к сожалению, не сохранился. Его снесли, не посмотрев на мемориальную табличку, посчитав реконструкцию слишком затратной идеей. Находился он в самом начале улицы.

Кроме того, слева по улице, напротив бывшего кирпичного завода, находится старое и довольно заросшее еврейское кладбище. Магия декораций на надгробиях задержит вас здесь чуть дольше, чем вы ожидаете – особенно, если знать, как их читать. Ладони коэнов, меноры, звезды Давида – далеко не полный список, чтобы проверить, как вы справляетесь с головоломками еврейских надписей.
Живописная улица Изи Харика выводит нас прямиком в центр местечка – когда-то здесь была Рыночная площадь, еженедельно превращавшаяся в кипучий эпицентр торговых операций, ссор, сделок, обмана и сплетен, где в конце дня практически каждый оставался либо неимоверно довольным, либо страшно разочарованным. Евреи придавали Зембину своеобразную живость – с 1783 года ему возвращен статус местечка, где было разрешено селиться людям любых вероисповеданий и сословий, а для ведения торговли были созданы очень благоприятные условия, чем евреи не преминули воспользоваться. Изменялся и этнический состав местечка – в иные годы процент еврейского населения Зембина доходил до 69%.
Сегодня от кипучей деятельности не осталось ни следа, но особого очарования площадь не потеряла. Облицованные разноцветной плиткой здания бывших кафе, небольшие магазинчики с ассортиментом “голод – это не самое страшное, что ты можешь испытать” – заглянув в один из них, вы почувствуете, что путешествуете машиной времени.
К сожалению, достойных заведений, чтобы пообедать, в Зембине не найти днем с огнем. Ориентируйтесь на то, что остановку можно будет сделать на пути в Борисов, либо на обратном пути в Логойск, если вы планируете ограничиться посещением только одного местечка. Ну, а для легкого перекуса сойдут вот такие магазинчики – практически все деревянные на площади – бывшие еврейские – где вода, орешки, а, может быть, если решите рискнуть — и селедка – не дадут вам остаться голодными.

Далеко от центра уйти не удастся – как минимум еще два объекта еврейского наследия расположены недалеко друг от друга, поэтому, можно смело парковаться у Музея народной славы (ул. Ленинская 1), где в этом же здании расположена Художественная галерея Надежды Ходасевич-Леже – видной беларуско-французской авангардистки. Несколько работ Надежда подарила галерее в память о своей маме, которая была родом отсюда. Как же Надежда связана с белорусскими евреями, спросите вы. Дело в том, что она приходилась родной тетей Ремме Александровне Ходасевич – чей отец (брат Надежды) был женат на еврейской женщине – и Ремме и ее четырехлетнему брату единственным удалось выжить во время ликвидации Зембинского гетто. Располагалось оно по улице Изи Харика (бывшей Рабоче-Крестьянской).
За символическую плату в 1.5 рубля у вас будет возможность познакомиться с творчеством художницы, и с основной экспозицией, предварительно предупредив о своем визите по телефону +375177775118.

К сожалению, в экспозиции галереи нет ни слова о творческом пути и жизни Изи Харика, только лишь портрет среди тех, кто был репрессирован в 1937 году.
Если вы любитель музеев – то сорока минут вам хватит для ознакомления с историей замечательных людей и событий этого городка. Побродив по узким улочкам, пересекающим местечко, вы ощутите всю прелесть ушедших дней, которые как будто бы застряли в резных рамах и ганках деревянных еврейских домишек по улице Школьной и Советской, в их каменных фундаментах и шиферных крышах, скрывающих под собой аутентичный гонт.

После небольшой прогулки по узким улочкам, прилегающим к Рыночной площади, смело отправляйтесь пешком посмотреть на микву – резервуар для омовений в случае нарушения ритуальной чистоты. Чаще всего, в иудаизме это: прикосновения к мертвому телу, пребывание в одном доме с мертвецом, прикосновения к мертвым животным, заражения различными болезнями. Также омовения необходимы для женщин после родов и при переходе в иудаизм. Для возведения миквы необходимо соблюдать ряд очень строгих требований, поэтому постройки такого типа – уникальны.
Здание расположено недалеко от полуразрушенного Костела Успения Пресвятой Девы Марии (1798-1809) – рядом с речкой Зембинкой. Брусчатая дорога – “брукованка” — приведет вас к разрушающемуся каркасу, чьи стены уже не спасает магическое заклинание “Охраняется государством”.

Завершить поездку без посещения мемориала, установленного на месте расстрела Зембинских евреев, было бы неправильно. Небольшой указатель подскажет путь, а дальше ориентироваться придется самим. Идти недолго.

927 человек мирно покоятся на окраине местечка в густом лесу.
Пора возвращаться обратно – или же, для смелых – продолжать путешествие.
На обратной дороге в Минск через Логойск можно так же остановиться в уже знакомых кафе. Порция еды и горячий травяной чай ждут вас как приятное вознаграждение за любознательность.
Больше интересных статей о еврейских местах Беларуси — в нашей рубрике «МВД-Маршрут Выходного Дня»
